Aarikka — финское семейное предприятие, специализирующееся на ручном производстве украшений, игрушек, предметов для интерьера, декора и сервировки стола преимущественно из дерева — карельской березы. 

Фирма носит имя дизайнера Кайи Аарикки / Kaija Aarikka (1929-2014).

Основание компании

В 1954 году выпускница художественно-промышленной академии Хельсинки, изучавшая текстильное искусство, основала совместно с мужем Эркки Руокосеном компанию Aarikka, где была также художественным руководителем.

История началась с того, что Кайе понадобились пуговицы для шерстяного костюма, который она делала для своей дипломной работы, но подходящих она нигде не могла найти и решила изготовить их сама из дерева и жаккарда. Пуговицы получились самобытными и забавными. С них и началась история бренда Aarikka. 

Кайя занималась дизайном продукции, а Эркки взял на себя маркетинг и техническую сторону дела. Первое время фирма помещалась в однокомнатной квартире, которую арендовали молодожены. Скоро производство переехало в гараж.

Муж Кайи учился металлообработке и предложил наладить линию производства пуговиц. Эркки сыграл значительную роль в развитии компании, которая стала также выпускать бижутерию из дерева.

Восторженный приём

Пресса позитивно отзывалась об усилиях молодой предпринимательницы Кайи, поддерживая любые успехи в экономике на фоне завершения выплат послевоенных репараций Финляндии. Кайю показывали по телевидению, уже через три года после основании компании Aarikka буквально стало именем нарицательным.

Десятилетие пуговиц

Спрос на пуговицы был очень высоким благодаря непрекращающемуся росту уровня благосостояния, большая часть одежды в 1950-е была домашнего производства. Пуговицы Aarikka из дерева и ткани оказались в тренде и высоко ценились даже в модных домах. Пуговицы, которые привлекают внимание к одежде, недалеки от украшений, так Кайя стала выпускать бижутерию из серебра и дерева. 

Первая серия деревянных бус называлась ‘Hilirimpsis’. В 1955 году дом мод Dior в Париже выбрал 4 колье Aarikka для своей коллекции, открыв перед финской компанией большие перспективы.

Первые магазины

В 1960 году пара открыла свой первый маленький магазинчик Nappi-Aarikka (Пуговицы Аарикки) в торговой аллее Wanha Kauppahalli в Хельсинки. 

Второй магазин Kukkurakauppa был открыт тремя годами позже на улице Bulevardi. Это был уже настоящий бутик, где помимо пуговиц и украшений были представлены идеи подарков, сувениры, предметы декора, а также мужская и женская линии одежды. Прямо над шоурумом находилось ткацкое производство Кайи, где появились на свет красочные и пушистые войлочные одеяла.

Красочные цвета

Смелые цвета были очень в духе 1960-х годов как в дизайне одежды, так и интерьера. Как будто в предвкушении этого Кайя и Эркки изобрели собственный метод окраски дерева в 1950-е, так что им легко было удовлетворить требование времени.

Украшения из дерева, подсвечники, покрывала компании Aarikka были достаточно смелой интенсивной окраски, чтобы завоевать сердца в десятилетие ярких синтетических материалов.

Кайя проявила незаурядное терпение, когда создала занавески из акриловых дисков, так появилась коллекция ‘Discus’. Из стеклянных бус она создала шпалеры, из латуни и кованого железа — светильники.

Выход на зарубежные рынки

Финляндия всё более интегрировалась в международное сообщество. Ставку на участие в международных выставках и ярмарках сделала и Aarikka. В конце 1960-х годов экспорт уже составлял половину от общего объема продаж компании. Самой большой страной экспорта была Швеция, куда финны иммигрировали в большом количестве.

В начале десятилетия в компании был трудоустроен всего один человек, к началу 70-х здесь уже работало 60 человек. Было открыто 4 магазина, один из них в Пори. Главный офис в Хельсинки переехал из района Haaga на Fredrikinkatu, а производство переместилось на Nokiantie, Vallila, где находится и по сей день.

Бум подсвечников

Красивые оригинальные подарки становились всё более важной составляющей ассортимента Aarikka, которая также разрабатывала для них красочную упаковку.

В 1960-е наибольшим спросом пользовались подсвечники, которые были востребованы даже в США. С момента начала производства коллекции Pikkiriikkinen было продано более миллиона подсвечников.

Шторы и перегородки

С начала 1960-х годов Aarikka начала выпускать шторы из пуговиц, которые служили межкомнатными перегородками. Они также использовались для декорации магазинов и выставочных стендов компании.

На выставке Väriverho (Красочные занавески) в Финском дизайнерском центре в 1971 году Aarikka представила шторы из деревянных элементов, а также из пластика, алюминия и латуни. Компания предложила различные решения для интерьеров отелей, ресторанов и других общественных мест, где можно использовать перегородки.

1970-е

Aarikka пережила социальные потрясения 1970-х годов без каких-либо серьезных проблем, так как веселый, красочный и демократичный стиль компании подходил всем молодым потребителям. 

Новые магазины открывались с завидным постоянством и уже за пределами столицы. Изделия компании выставлялась на международных выставках от Нью-Йорка до Токио. Вскоре уже более половины выпускаемой продукции экспортировалось за рубеж. 

Игрушки

Деревянные игрушки Aarikka приобрели известность как у себя на родине, так и за рубежом. Секрет кроется не только в высоком качестве, но и в том, что они следуют духу времени, способствуют развитию ребенка и включают инновационные идеи. 

В 1968 году игрушка Pujo была признана самой образовательной игрушкой года в Нью-Йорке. В 1970 году Aarikka получила премию «Производитель игрушек года» в Дании.

Дизайн игрушек для Aarikka был разработан Йормой Веннола и Пеккой Корпияакко. Кроме того новые модели разрабатывались на различных дизайнерских конкурсах.

Магазин на Fredrikinkatu был назван Lasten Aarikka (Aarikka для детей), в ассортименте помимо собственной продукции были представлены тщательно отобранные иностранные производители игрушек.

Фигурки животных

В 1970-е произведения Кайи создавались под вдохновением царства животных. Так были созданы коллекции деревянных статуэток Tiira, Kukko и Kurki.

Pässi — фигурка барашка, собранная из нескольких деревянных шариков, служила символом упорства, так как её сборка требовала тщательных усилий нескольких человек, и стала популярным бизнес-подарком. Он числится например в коллекциях японской императрицы Митико и членов музыкальной группы Metallica.

Среди значимых фигурок животных от Aarikka находится мышка, разработанная для кампании по сбору средств для онкологического общества Финляндии. В общей сложности было выпущено около миллиона таких мышек.

Стекло и серебро

В дополнение к разработке продуктов для Aarikka Кайя находила время для создания продуктов для других компаний, таких как паттерны для изделий бумажной компании Euran Paperi и ткацкой компании Тампелла. Многие уникальные предметы создавались в ограниченных сериях.

Кроме дерева Кайю вдохновляло серебро. Помимо собственных серебряных ювелирных изделий Aarikka, она разработала коллекцию уникальных, выразительно больших украшений из серебра, которая реализовывалась в Германии. Многие предметы выставлены в музее искусств Вяйнё Аалтонена в Турку.

Кайя Аарикка также сотрудничала с стекольными мастерскими. Она создала серию Heiniä Kainalossa и уникальные изделия из зеркального стекла для фабрики Humppila. Кроме того она выпустила серию предметов из стекла для шведской фабрики Hyllingen. Финский музей стекла провел персональную выставку работ Кайи Аарикко в 1975 году.

Предметы декора

В 1970-е годы вместо индпошива завоевывает свои позиции продажа готовой одежды. В новой рыночной ситуации Aarikka отказывается от производства пуговиц и фокусируется на изготовлении предметов домашнего декора. Спрос на них был огромным из-за урбанизации и значительных притоков населения в города. Самыми популярными товарами Aarikka в это время были красочный металлические баночки, яркие тарелки и подносы. Ассортимент пополнился также изделиями натуральных оттенков сосны для сервировки стола.

Сумасшедшие 80-е

Экономический бум 1980-х годов сказался и на Aarikka. За это десятилетие число магазинов выросло с 8 до 20. На предприятии работало 80 работников и около 100 подрядчиков. В 1984 году компания получила национальные награды «Предприниматель года» и «Экспортер года». Позже восьмидесятые войдут в историю компании Aarikka как «сумасшедшие годы». Ассортимент компании всё больше смещался в сторону декоративных изделий и сувениров. В угоду времени даже изготовлялись в больших размерах.

Юбилейные выставки

Своё тридцатилетие компания отметила  выставкой Eläköön Puu! (Да здравствует дерево!) в Центре дизайна в Хельсинки. На выставке в частности были представлены большие плоские подносы из сосны и массивные вазы Анемоны. Из Хельсинки выставка продолжила свое путешествие в США, затем снова вернулась в Финляндию и была показана в Арт-центре Voipaala в Валкеакоски.

35-я юбилейная выставка прошла на территории самого предприятия, на Nokiantie. В центре располагались большие деревянные рельефы и необычные изделия из серебра, разработанные Паулииной Аариккой / Pauliina Aarikka.

В 1985 году предметы из стекла от Кайи Аарикки были выставлены в Нью-Йорке в Купер-Хьюит, музее дизайна, Смитсоновском музее на выставке финского художественного стекла.

Кай Калин написал историю Aarikka к 40-му юбилею компании, который был отпразднован в Музее дизайна Хельсинки. В мероприятиях приняли участие художник по стеклу Маркку Сало, дизайнер интерьеров Туула Фальк, ювелирный дизайнер Айно Фавен и фэшн-дизайнер Юкка Ринтала. Из Хельсинки выставка путешествовала в Осло и Токио.

Выставка в честь 45-летия проходила в Доме дворянства в Хельсинки. Совместно с Юккой Ринтала была разработана специальная коллекция ювелирных изделий из серебра.

Экспрессивные украшения

На смену типичной для Aarikka круглой форме приходит постмодерновая угловатая. Квадраты и треугольники покрываются хромом и глянцем. Самые экстравагантные украшения хорошо продаются в США.

В 1989 году на выставке, посвященной 35-летию компании, в качестве дизайнера ювелирных украшений дебютирует Паулиина Аарикка. Разработанные ею рождественские украшения вскоре станут хитом.

Игры

Игрушки были частью ассортимента Aarikka с 1960-х годов. С 1978 года компания выпускает игрушки для взрослых. Естественно, Aarikka решила создать классические игры, такие как Palloshakki, Erakko, Pasianssi и Värisuora, из дерева. Самая излюбленной оказалась игра Palloshakki, которую Aarikka выпустила в различных размерах. Хитрые головоломки, предназначенные для взрослых – Vanginlukko, Atomi и Nopsin, стали настоящим вызовом для интеллектуалов.

Сезонные товары

Aarikka производила рождественские украшения и орнаменты с 1970-х годов, а в 1980-х годах эта часть ассортимента стала постоянной. Сначала появились рождественские колокольчики и эльфы. Затем к команде эльфов в красных колпаках присоединился хор ангелов. Кайя также создала вертеп, который был тепло принят в таких местах, как Франция и Германия, где существует давняя традиция такого украшения. Наряду с Рождеством появился еще один важный период сезонных распродаж, Пасха, с ее цыплятами, зайчиками и деревянными яйцами.

1990-е

Во время экономической депрессии начала 1990-х годов Aarikka была одной из многих компаний, кому пришлось проверять свой курс, так как объём операций был слишком расширен в годы экономического бума. Компания перешла от собственного производства продукции к субподрядчикам, 10 магазинов были проданы в франшизу. Быстро реализованая новая стратегия позволила Aarikka сократить свои операции, что принесло профит уже через год. На фоне продолжающейся депрессии в Финляндии Кайя Аарикка публично призывала к радости и страсти в работе людей, чем заслужила всестороннее одобрение. Она была награждена медалью Pro Finlandia и почетными званиями торгового советника и советника по маркетингу в Сомерниеми. Паулиина Аарикка начала всё больше заниматься вопросами дизайна.
Всё производство еще находилось в Финляндии, включая 40 человек, работавших из дома.

Бытовые предметы

Новые товары постоянно были востребованы в магазинах, поэтому было принято решение создать девять линий производства в год вместо прежних четырех. В 1990-е Aarikka запускает производство целых наборов вместо отдельных предметов, например, разработанных специально для садоводов, моряков, а также людей, которые любят посещать сауну.

В 1990-х годах люди хотели видеть яркость, веселье и юмор также и в утилитарных предметах. Под давлением времени также производились товары на любой кошелек. Духу эпохи отвечали деревянные цветы на длинных стеблях, разработанные Кайей. Даже крошечные синички на палочках стали хитом. С Свою армию поклонников приобрела серия Allu c персонажем уткой в главной роли. В дополнение к деревянным фигурам этот персонаж был использован в текстильных изделиях и в предметах для сервировки стола.

Возвращение ювелирных изделий

В 1990-е годы очередной прорыв совершили деревянные украшения. Финские женщины снова стали покупать массивную бижутерию из дерева. Модные тенденции сменяли одна другую в таком темпе, что Aarikka обновляла ювелирные коллекции четыре раза в год. 

Это позволило компании продолжать увеличивать рост продаж ювелирных изделий, в то время как депрессия сворачивала рынок одежды. Вскоре ювелирные изделия составили половину от общего объема продаж Aarikka.

Серебряные ювелирные изделия также по-прежнему играли важную роль для Aarikka. Кайя разработала дизайн креста для конфирмации и крещения для Финской Евангелическо-лютеранской миссии и епископский крест для Церкви Намибии.

Игрушки в 1990-х

В начале десятилетия многочисленные игрушки, созданные из дерева, все еще производились, в том числе деревянная лошадка-качалка. Игрушки экспортировались в большом количестве, например, в Японию, где продавались под брендом Gakken. Тем не менее, импорт недорогих игрушек и введение ряда нормативных актов создали проблемы для изготовления классических игрушек, что вынудило Aarikka отказаться от их производства.

Новое тысячелетие принесло с собой технологии, которые вдохновляли, смущали и создали новые потребности. Так в линейке Aarikka появились держатели для мобильных телефонов. Компания выпускает также новые вещи в ретро-исполнении, отсылая новые поколения к базовым ценностям. Паулиина аарикка сменила Кайю на посту директора по дизайну.
Степень заслуг Aarikka настолько высока, что компании было разрешено использовать знак ключа с флагом, выданный Ассоциацией финских производителей.

В наше время дела семейного предприятия перешли дочерям Кайи и Эркки. Кайя занималась дизайном не только для собственной компании, но и принимала участие в других проектах: Tampella, Ahlstrom и др.

Наибольшую популярность марка приобрела в Японии, куда Aarikka экспортирует продукцию с 1960-го года. Большим спросом, помимо украшений, пользуются разноцветные барашки Пасси. Этот сувенир изготавливают из финской сосны. Он может подолгу сохранять тепло рук того человека, который его подержал. Кстати, этот сувенир уже отметил свое 30-летие. Чтобы сделать одного такого подарочного барана, необходима совместная работа 10 человек.

Официальный сайт: www.aarikka.com

Комментарии (0)