Аки Каурисмяки / Aki Olavi Kaurismäki

(4 апреля 1957 года, Ориматтила)

Финский режиссер, сценарист и продюсер.

Детство Аки было отмечено частыми переездами семьи, связанными с коммерческой деятельностью отца. 

Позже он снимет об этом фильм «Береги свою косынку, Татьяна» (1994). Поездки часто совершались за пределы Финляндии, в Европу и даже Крым. Такой образ жизни, по собственному признанию режиссера, сформировал его «романтико-патриотическое восприятие мира».

В детстве мальчик рано полюбил чтение. В школе даже прогуливал уроки ради этого занятия. Музыкальный вкус Аки сформировался под влиянием жившего неподалеку Харри Марстио. Позже режиссер использует его музыку в своих фильмах «Преступление и наказание» (1983) и «Тени в раю» (1986).

На момент окончания школы в 1973 году юноша становится серьезным киноманом, членом киноклуба, просматривая по 5-6 фильмов в день. Первая попытка стать на поприще киноискусства заканчивается неудачей — он проваливает вступительные экзамены. В итоге после двух лет обучения на журфаке в Тампере он отправляется в путешествие, во время которого сменяет несколько профессий: посудомойщика, почтальона, грузчика, рабочего на стройке, журналиста и художника. 

В 1981 году возвращается старший брат Аки — Мика, окончивший киношколу в Мюнхене. Вдвоем они основывают кинофирму «Villealfa». Название выбрано по мотивам годаровского фильма «Альфавиль».

Первым творением братьев Каурисмяки становится документалка о гастролирующих по озеру Саймаа рок-группах из Финляндии. Так экстравагантный финский рок прочно входит в жизнь Аки, которое перерастет позже в сотрудничество с «Ленинградскими ковбоями», названными «худшей рок-группой в мире».

Следующим этапом творчества будущего великого финского режиссера станет написание сценариев для фильмов, которые снимет Мика — «Лжец» (1981) и «На последнем дыхании». В этих кинолентах Аки также проявил себя как актер.

В 1983 году Аки Каурисмяки дебютирует как режиссер в игровом фильме со своей версией «Преступления и наказания», получивший положительные отзывы критиков и зрителей. Следующий фильм — абсурдный арт-хаус «Союз Каламари» (1985).

В 1986 году был снят фильм «Тени в раю» — первый из трех рассказывающий историю про неудачника, продолжением стали «Ариэль» (1988) и «Девушка со спичечной фабрики» (1990). Трилогия принесла общеевропейское признание. Это было время, когда 20% всего финского кинематографа выходила под именем Каурисмяки.
 
Типичный герой Каурисмяки — лузер, падший дальше некуда, но превозмогающий обстоятельства и бегущий к свободе, которая по мнению автора доступна за пределами Финляндии — в России, Эстонии, Мексике или где-то еще. 

В фильмах Аки Каурисмяки практически неизменный актерский состав. Режиссер считает, что в его родной стране не так уж много хороших актеров, поэтому если он находит того, кто его устраивает, то нет смысла экспериментировать.

Любимые режиссеры Каурисмяки, определившие его творческий стиль, это Жан-Пьер Мельвиль, Робер Брессон, Луис Бунюэль, Ясудзиро Одзу, Акира Куросава. Тонкий юмор, непритязательные картинки и неброская игра актеров сделали Аки Каурисмяки культовым режиссером, признанного не только в родной Финляндии, но и во всем мире.

По словам киноведа Андрея Плахова, «предки Каурисмяки носили фамилию Кузьмины и были выходцами из Карелии, его родители встретились в Выборге». 

В феврале 2017 года на 67-м Берлинском кинофестивале лента Каурисмяки «По ту сторону надежды», участвовавшая в основном конкурсе, получила премию «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру. После окончания кинофестиваля Каурисмяки заявил, что он планирует завершить свою карьеру в кино и это был его последний фильм.

Комментарии (1)

  • Комментарий был удален.