Теодор Северин Киттельсен / Theodor Severin Kittelsen

(27 апреля 1857 года – 21 января 1914 года)

Известный норвежский художник, иллюстратор и график. Прославился написанием пейзажей и рисунками на мифологические сюжеты, в частности изображениями троллей.

Биография

Теодор Северин родился в семье купца в небольшом прибрежном городке Крагерё (Kragerø). Он был вторым ребенком из восьми. Увлечение рисованием проявилось у ребенка уже в раннем детстве. Уже тогда он мечтал стать художником или скульптором.

Ранняя смерть отца вынудила одиннадцатилетнего мальчика рано начать работать. Он был помощником маляра и на непродолжительное время ездил в столицу, которая тогда называлась Христианией. Кроме того он помогал часовщику, который его свел с известным в те времена меценатом и ценителем искусства Дидрихом Марией Олом (Diderich Maria Aall). Уже в это время работы юного художника ценились земляками.

Покровитель помог Киттельсену начать обучение в столичной художественной школе Вильхельма фон Ханно, оплатив его обучение и убедившись в серьезности его намерений. Параллельно юноша брал уроки у Юлиуса Миддельтуна. Через два года благодаря своему таланту и финансовой помощи всё того же мецената Киттельсен поехал в Мюнхен для дальнейшей стажировки.

На этом везение начинающего художника закончилось. Его картины не приносили достаточного дохода, покровитель больше не смог его поддерживать материально. Это вынудило молодого человека вернуться на родину и поступить на прохождение воинской обязанности.

Отслужив в армии, Киттельсен смог добиться стипендии, которая позволила ему отправиться в Париж, хоть и не надолго. После Франции он снова поехал в Германию, в полюбившийся уже Мюнхен. Там в 1883 году он получает заказ на иллюстрации норвежских народных сказок в трех томах, за который принимается совместно с коллегами Эриком Вереншёллем и Отто Синдингом.

Через четыре года Киттельсен возвращается в Норвегию, на сей раз навсегда. Причину такого поступка объясняет сам художник: «Мне более всего по душе таинственное, сказочное и величественное в нашей природе, и если я не смогу впредь совмещать свою работу с разумным изучением природы, я боюсь, что невольно отупею в своих чувствах. Мне становится всё более и более ясно, что я должен делать, у меня всё больше и больше идей — но я должен вернуться домой, иначе из этого ничего не выйдет».

На родине он непродолжительное время работает в стеколном магазинчике своей сестры, а после его разорения устраивается смотрителем маяка на одном из островов Лофотенского архипелага — Скомвар. 

Творчество художника

В мюнхенский период была написана одна из первых серьезных работ норвежца — «Стачка» (Streik, 1879), выполненная в критико-реалистической манере и не похожая на более позднее творчество художника. 

В то время Киттельсен видел себя больше иллюстратором, чем творца значительных полотен. В этот же период его увлекают карикатура и анималистика, предрекая его более зрелое творчество.

Уединенный образ жизни и специфическая природа Лофотенских островов сподвигли художника на серию рисунков, которые были выпущены отдельными изданиями с незаурядными авторскими текстами: «Жизнь в стеснённых обстоятельствах» (Fra Livet i de smaa Forholde, 1890), «С Лофотенских островов» (Fra Lofoten, 1890-1891) и «Колдовство» (Troldskab, 1892). Именно в этой серии художник впервые обращается к норвежскому фольклору и преданиям, в частности к тематике троллей. Встреча с этими сказочными существами — основа многих норвежских сказаний, не обошел их стороной и Теодор Киттельсен. 

В начале 20 века Киттельсен совершает путешествие в города Нутодден и Рьюкан, чтобы осмотреть недавно построенные промышленные и энергетические комплексы «Норск Гидро». Под впечатлением от этой поездки в 1907-1908 годах он создает пять акварельных картин «Сказки водопада», в которых преподносит историю строительства в форме сказки.

Творчество писателя

Самая известная книга Киттельсена вышла в середине 1890-х годов. «Чёрная смерть» (Svartedauen) описывала эпидемию чумы, захватившую Европу в 14 веке и унесшую жизни многих миллионов человек. Для Норвегии это был тяжкий период, когда само существование нации было под вопросом. Книга представляет собой сборник из 15 поэм, практически полностью проиллюстрированных самим автором.

Анималистическую тематику в творчестве писателя и художника Киттельсена венчает цикл произведений «Есть ли душа у животных?». Автор помещает различных животных  в типичные для людей ситуации и оценивает их сатирически.

Любовь Киттельсена к родной природе находит выражение также на страницах цикла «Тиририль Тове» (Tirilil Tove). Глазами пытливого наблюдателя читатель следит за тайной жизнью леса и гор, не замечая границы между реальным и фантастическим.

В 1911 году художник написал автобиографию «Люди и тролли, воспоминания и грёзы. Автобиография» (Folk og Trold, minder og drømme. Selvbiografi).

Личная жизнь

Со своей будущей женой художник познакомился в 1889 году. Инга Кристине Дал из Дрёбака была моложе его на 10 лет. Они поженились всего через пару месяцев после знакомства. Скорополительное решение оказалось верным — они прожили в счастливом браке, у них родилось 9 детей. Такую большую семью всегда было трудно прокормить, но несмотря на все невзгоды, Инга служила Теодору опорой, помогая не только в бытовых делах, но и с организацией выставок.

В поисках денег семейство часто переезжало, исколесив практически всю Норвегию. Настоящий семейный уют и покой им удалось обрести в имении Лаувлиа в провинции Сигдал. В обустройстве семейного гнездышко проявился еще один талант Теодора Киттельсен — резчика по дереву. Он вырезал на мебели изумительные фигурки троллей и других сказочных персонажей.

Однако вечная нужда, преследующая одного из самых любимых художников Норвегии, вынуждает семейство продать имение и осесть в местечке Йелойа (Мосс). Изо всех сил пытаясь прокормить семью и осознавая тщетность этих усилий, больной и старый Теодор Киттельсен продолжал работать до самых последних своих дней.

Признание

В 1908 году Киттельсен получил высшую норвежскую награду — Орден Святого Олафа.

Избранные иллюстрации Киттельсена

Избранные картины Киттельсена

Комментарии (0)